scoala_de_arte (scoala_de_arte) wrote,
scoala_de_arte
scoala_de_arte

Categories:

ПЕРЕРЫТА. О музее, жизни предков и красивой природе.

В начале октября нам с учениками удалось, несмотря на дождливую осень, побывать в Перерыте. Перерыта, село на севере Молдовы, в Бричанском районе на границе с Румынией.
Примечательно село тем, что в нём родился и вырос молдавский поэт Григоре Виеру. Там же небольшая излучина реки Прут образует полуостров Замка, который раньше был нейтральной территории между Советским Союзом и Румынией. С полуострова открывается прекрасный вид на окрестные места. Ещё, говорят, в селе есть старая деревянная церковь, но мы её не видели.
На полуострове я уже была когда-то давно, а вот музей Григория Виеру увидела впервые. Когда я была в Перерыте, музея ещё не существовало.
Мой край.
Дом мой ветви окружают,
Все село — родня большая,
Все мое — леса и реки,
И язык, родной навеки.
У меня есть край волшебный,
Где народ такой душевный,
Мне он люб до звездной крыши,
До небес и даже выше.

0_2.JPG2.JPG


Григоре Виеру снискал популярность в советское время, особенно популярными были его детские книги. Албинуцу я очень любила, но достать её тогда было не просто. Как, впрочем, было непросто иметь многие вещи в то время. В перестроечное время популярность поэта возросла многократно на волне патриотизма. Он ратовал за независимость Молдовы, за объединение с  Румынией, был одним из лидеров и вдохновителей национального движения. 
После смерти, а поэт, несмотря на преклонный возраст, умер совсем не от старости или болезни, а погиб в автокатастрофе, что в очередной раз подогрело интерес к его персоне, Григоре Виеру стал не просто героем, а национальной иконой. Тогда-то и было решено открыть в селе дом-музей. Я, признаться, не ожидала чего-то особенного от этого места, но ошиблась.
Конечно, это, повторюсь, в первую очередь место, где родился и вырос поэт. Но это и небольшой этнографический музей. И очень симпатичный музей!

0_1.JPG

Комплекс состоит из трех небольших построек. Самого дома с небольшой пристройкой-сараем, дома-комнаты с экспозицией, и хозяйственной постройки, в ней размещены котельная, туалет и кладовка.

Посреди двора стоит памятник – бюст Г. Виеру, есть очень красивая и просторная беседка.

6.JPG6_1.JPG

7.JPG

Дом реставрировали, или, сказать точнее, практически построили заново. Крыша, окна и двери новые. Экспозиция в доме подобрана деликатно, со вкусом. Собирали её знатоки своего дела, чтобы передать атмосферу и дух того времени.
Каково же было моё удивление, когда мы, переступив порог, оказались в бабушкином доме! Только вот комнаты располагались наоборот. А в остальном, такой же точно дом был у моих дедушки с бабушкой: небольшие сени, прямо глухая комнатка-кладовка, по сторонам две небольшие комнаты с низкими потолками. Одна комната была жилой, а вторая – «
casa mare» (каса маре). В переводе «большой дом (комната)». В этой комнате хранились самые дорогие вещи, в ней размещали гостей. Там всегда и зимой и летом было прохладно.

5.JPG4.JPG

В жилой комнате было просто, но имелось всё необходимое. Половину комнаты занимала печь с лежанкой.

2_2.JPG2_6.JPG

Вокруг неё вращалась вся жизнь: на ней готовили еду, нагревали воду для стирки и купания, в ней пекли хлеб и пироги. После суетных дел, забирались на лежанку отдохнуть. Зимой она согревала своим теплом пришедших с мороза хозяев и гостей, забежавших обсудить последние новости или спросить совета.

2_5.JPG

У окна стоял небольшой столик, над которым висела рама с семейными фотографиями. Небольшая синяя рамка со стеклом вмещала несколько поколений семьи. Они теснились, налезали друг на друга, но как-то устраивались вместе и даже улыбались.
Стены в молдавских домах, даже самых бедных, всегда украшали домотканные ковры.


2_1.JPG

Недалеко стояла кровать, над ней, в углу, висела икона под расшитым полотенцем. Под иконой всегда была склянка с лечебной настойкой и пучком сухого базилика (василька).
В углу висел рукомойник, на стене, недалеко от входа, была прибита вешалка с небольшой полочкой. Пол застилался домоткаными коврами-дорожками (tol (цол)).

2_3.JPG2_4.JPG

В «casa mare» стоял сундук с вещами, кровать, скамьи вдоль стены. Посреди комнаты стоял большой стол, покрытый скатертью с бахромой. На стенах висели ковры,  скамейки и пол тоже покрывали ковровые дорожки.

1_0.JPG

В сундуках хозяйки хранили самые дорогие вещи, домотканые, вышитые скатерти, полотенца, салфетки. Вязаные подзоры и кружева. Праздничную одежду: вышитые рубахи, новые юбки, кофты и пиджаки. Брюки и верхняя одежда обычно висели на вешалке.
Гора подушек в нарядных наволочках - неотъемлемый атрибут гостевой комнаты.

1_1.JPG

У зажиточного хозяина водился и шкаф.


1.JPG1_2.JPG

Кладовка между комнатами служила для хранения вещей, инструментов и продуктов. У бабушки там была кухня – газовая плита и небольшая тумбочка для посуды. Сковородки и дуршлаг висели на стене.
К дому примыкал небольшой сарай. В дедушкином доме пристройка была курятником, а тут нам показали невероятную коллекцию утвари: грабли, вилы, чесалки, прялки, лопаты, ложки, маслобойки, весы и светильники. Все эти вещи уютно и гармонично расположились вдоль стен.
А это Валентина, наш неутомимый экскурсовод.


3.JPG3_1.JPG

Икона в сарае нас удивила. Но с ней, говорят, связана интересная история. Как-то, прогуливаясь у Прута, Григоре Виеру наткнулся на предмет прямоугольной формы, вынесенный на берег водой. Оказалось, что это икона. Её привели в порядок, и с тех пор она находилась в доме.

3_4.JPG3_2.JPG

3_3.JPG

В экспозиционном зале, где представлено творчество Г. Виеру, на стендах можно увидеть: рукописи, письма, публикации, фотографии, издания произведений автора различных периодов.

8_1.JPG8_0.JPG

Меня приятно удивили два портрета – работы Валентины Руссу-Чобану и Глеба Саинчука. Эти молдавские художники, чьё творчество известно далеко за пределами Молдовы, были мужем и женой. Глеба Саинчука не стало в 2012 году, а Валентине Руссу-Чобану 97 лет.


8_3.JPG8_2.JPG

После экскурсии мы устроились во дворе и порисовали немного, но поднявшийся ветер решил всё за нас, и мы отправились осматривать полуостров.

7_1.JPG

7_2.JPG

0_3.JPG

Выше я отметила, что Замка когда-то был нейтральной территорией между двумя государствами, сейчас в этом нет нужды. Если в советское время это место было доступно только номенклатурным работникам, то теперь любой желающий может здесь отдыхать.
Наблюдательная вышка, теперь просто стоит как напоминание. И обрывистый берег Прута.

9.JPG9_5.JPG

А за рекой Румыния видна.

9_1.JPG

9_2.JPG

Спустились к реке, обратная точка. Видите вышку?

9_3.JPG

День прошёл быстро. Мы прогулялись по полуострову и отправились домой, ужинать.

9_4.JPG

До свидания. До новых встреч!

Здесь можно посмотерть репортаж об открытии музея.

Tags: искусство Молдовы, музеи, народное творчество
Subscribe

  • Валентина Руcсу-Чобану

    Сегодня, 28 октября 2020 года, 100-летний юбилей отмечает молдавская женщина-художник Валентина Руссу-Чобану. Первые шаги на пути к творчеству пути…

  • Hangul din Coteala

    Несколько дней назад мне удалось побывать на очередном региональном фестивале, это фестиваль фольклорного танца „Hangul din Coteala (Хангул дин…

  • Glebus Sainciuc - Глеб Саинчук. 100 лет со дня рождения.

    19 июля 1919 года в Кишинёве родился Глеб Саинчук, молдавский художник и актёр. Он рано проявил художественные способности. В…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 17 comments

  • Валентина Руcсу-Чобану

    Сегодня, 28 октября 2020 года, 100-летний юбилей отмечает молдавская женщина-художник Валентина Руссу-Чобану. Первые шаги на пути к творчеству пути…

  • Hangul din Coteala

    Несколько дней назад мне удалось побывать на очередном региональном фестивале, это фестиваль фольклорного танца „Hangul din Coteala (Хангул дин…

  • Glebus Sainciuc - Глеб Саинчук. 100 лет со дня рождения.

    19 июля 1919 года в Кишинёве родился Глеб Саинчук, молдавский художник и актёр. Он рано проявил художественные способности. В…